СПОРТИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Автор программы:
Игорь Николаевич Апухтин, индивидуальный предприниматель в сфере медиа, учредитель и главный редактор Невского информационного агентства

Интервью с Игорем Апухтиным

Спортивная журналистика — это одно из самых престижных направлений деятельности журналиста, поскольку спорт стал целой планетой с многомиллиардными оборотами.

Вместе с тем, попасть в высшие эшелоны, в элиту спортивной журналистики — комментаторов уровня олимпиад и чемпионатов мира, ведущих спортивных шоу, режиссёров трансляций чрезвычайно сложно. Для этого необходимо обладать солидным багажом знаний, отличной памятью (даже несмотря на то, что интернет как глобальный справочник значительно облегчает поиск информации), умением коммуницировать с ведущими спортсменами и людьми бизнеса, имеющими отношение к спорту.

Но не стоит забывать о том, что существует не только спорт высших достижений: без начальных базовых умений, постоянных тренировок, участия в соревнованиях локального уровня спорта высших достижений не бывает. Именно этот сегмент — массового спорта — также требует приложения усилий журналистов по продвижению.

Насколько сложна работа спортивного журналиста? В чём её особенности? Сколько видов спорта существует и что о них должен знать будущий спортивный журналист? Что должен уметь современный журналист в условиях стремительного развития интернета в эпоху медиаконвергенции, то есть, соединения и объединения в одном издании разных способов донесения контента до потребителя? При этом медийное пространство расширяется за счет использования средств PR, рекламы, маркетинга.; то есть, происходит слияние коммуникативных практик, прежде всего журналистики и PR.

В этих условиях журналисту, который стремится быть конкурентоспособным на быстро развивающемся в области цифровых технологий рынке конвергентных медиа, уже недостаточно просто грамотно излагать мысли при помощи компьютерной клавиатуры. Практически любой организатор медиа стремится получить сотрудника, который умеет не только писать, но и уметь

  • фотографировать и обрабатывать фотографии при помощи графических редакторов;
  • верстать полосы интернет и печатных изданий;
  • записывать звук и обрабатывать его при помощи аудиоредакторов, самостоятельно создавая радиопередачи и видеоподкасты для сайта радиостанции в замкнутом цикле производства;
  • снимать и обрабатывать видео, соединять видео и аудио, создавать и накладывать титры; то есть, производить как видеоподкасты, так и телевизионные сюжеты, а, возможно, и телепрограммы в замкнутом цикле производства;
  • иметь представление об особенностях организации медиапроцессов в различных средствах массовой информации, прежде всего, транслирующихся как по традиционных каналам, так и в интернет пространстве.

Стремление редакций получить в качестве сотрудника «универсального медиа-солдата» объяснимо, во-первых, тем, что цикл производства постоянно сокращается и, порой, умение быстро снять и смонтировать на удаленном компьютере видеоматериал и выложить его в сеть для быстрой передачи в редакцию или самостоятельно поставить на сайт становится крайне важным умением сотрудника в конкурентной борьбе за рынок оперативных новостей. И, во-вторых, тем, что организатору медиа не приходится тратить средства на заработную плату нескольким сотрудникам, что даёт определённую экономию финансовых ресурсов.

Вместе с тем, целый ряд выпускников в течение длительного времени не может найти себе подходящую работу и, порой, впадает в отчаяние или меняет специальность. Но в современном медиамире неуклонно возрастает потребность в сотрудниках, которые могут работать удалённо, при этом находясь за штатом редакции, то есть, выступающих на медиаполе в качестве фрилансеров. Такой подход к самостоятельной занятости, помимо перечисленных выше компетенций, требует еще и навыков самоорганизации, коммуникации с потенциальными работодателями или клиентами и договороспособности.

Кроме того, журналист может выступить в качестве основателя собственного средства массовой информации, то потребует от него еще целого ряда дополнительных компетенций в области бизнес-процессов, делопроизводства, взаимодействия с контрагентами, маркетинга, стратегий, деловых коммуникаций.

Таким образом, стремительное развитие медиарынка на основе цифровых технологий требует от журналиста обладания широким спектром компетенций и владения различными навыками, в том числе, не характерными непосредственно для специальности «журналистика».

Всё вышесказанное относится и к направлению спортивной журналистики.

Именно для развития указанных компетенций и навыков с акцентом  на  особенности спортивного направления и предлагается этот майнор.

Актуальность: развитие спорта как бизнеса и максимальная адаптация журналиста к изменяющейся специфике цифрового медиарынка.

Цель: подготовка универсального специалиста в области спортивной журналистики с учётом знаний особенностей конвергентных медиа, развитие навыков и компетенций, способствующих повышению конкруентоспособности специалиста на цифровом медиарынке спортивной журналистики.

Помимо развития непосредственно компетенции «журналист широкого профиля» майнор дает студентам компетенции:
— звукорежиссер;
— видеооператор;
— режиссер телевизионной программы;
— режиссер аудиомонтажа;
— режиссер видеомонтажа;
— сценарист;
— организатор программного вещания;
— интернет-редактор.
Также к преимуществам, которые получает обучающийся по программе майнора, относится развитие навыков самоорганизации, знание некоторых экономических и юридических аспектов современных медиа, возможность работать в удаленном доступе и создать свое юридическое лицо.

Универсальность, способность к самостоятельному производству любого контента в режиме замкнутого цикла от замысла до воплощения, владение экономическими и юридическими основами медиабизнеса значительно повышают конкурентоспособность сотрудника в глазах работодателя. Кроме того, полученные компетенции позволяют эффективно организовать самостоятельную работу в удаленном режиме или создать собственное СМИ.

Работать со студентами будут, прежде всего, практики отрасли. Большую часть занятий, теоретических и практических проводит старший преподаватель кафедры ЖиМК ФСТ СЗИУ РАНХиГС, индивидуальный предприниматель в области медиа, журналист-фрилансер и спортивный комментатор, автор программы «Мир скорости» на motoradio.online  И. Н. Апухтин.

Планируется, что ряд занятий проведут:

  • спортивный комментатор, имеющий опыт комментирования в прямом эфире Олимпийских игр и Чемпионатов мира Кирилл Набутов
  • спортивный журналист и комментатор, много лет проработавший на телеканале «Россия» (Петербург) Никита Гулин
  • спортивный тележурналист и писатель Константин Осипов
  • иные представители споривнрой журналистики по договорённости.

Также планируется организация ряда встреч с известными тренерами и спортсменами.

Форма занятий: лекции, семинары, практические аудиторные и внеаудиторные занятия.

Возможные места проведения практических занятий — площадки соревнования по различным видам спорта, прежде всего, в рамках ВУЗовских и межвузовских соревнований — первенств, кубков, чемпионатов.

Программа майнора также предполагает сотрудничество с Комитетом по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга, Комитетом по физической культуре и спорту Ленинградской области, спортивными клубами и командами.

С краткой программой майнора можно ознакомиться здесь

Пройдите предварительную регистрацию, если вы выбрали именно этот майнор

Краткая программа майнора

Раздел 1.

Изучение спорта как отдельного направления в спортивной журналистики.

  1. Виды спорта и их особенности.
  2. Особенности спорта начального уровня.
  3. Характеристики спорта высших достижений.
  4. Правила спорта, документальная регламентация различных видов спорта.
  5. Особенности работы спортивного комментатора в местах проведения спортивных соревнований и в радиотелевизионнном эфире.
  6. Особенности интервью в спортивной журналистике.

Раздел 2. Дополнительное изучение аудиальной составляющей информационного пространства.

  1. Звук: понятие, компоненты, обработка.
  2. Составляющие компоненты звука: громкость, тембр, обертон, гармоники, высота.
  3. Способы записи звука. Микрофоны. Регистрирующие устройства. Аналоговый и цифровой звук.
  4. Режиссура аудиального произведения в применении к созданию спортивных радиопередач и прямых трансляций.
  5. Способы редактирования звука. Программное обеспечение для редактирования звука. Создание мультисессионного проекта. Правила монтажа. Сведение звука. Вывод в конечный файл.
  6. Способы изменения характеристик звука и специальные эффекты для обработки звука.

Раздел 3. Дополнительное изучение визуальной составляющей информационного пространства.

  1. Понятие композиции, ракурса, перспективы.
  2. Понятие оптических сред.
  3. Понятие цвета и цветовой температуры.
  4. Режиссура съемочного процесса. Основы операторского мастерства.
  5. Технические средства визуализации информационного пространства (камеры, оптика, специальное оборудование) и особенности его применения при съёмке различных спортивных дисциплин.
  6. Редактирование фотографических и видеоизображений. Исправление ошибок, допущенных в построении композиции, выборе ракурса, перспективы. Цветовая коррекция.
  7. Правила монтажа движущихся изображений.
  8. Понятие видеоэффектов и видеопереходов. Хромакей.
  9. Понятие видеослоя.
  10. Совмещение видео и звуковой дорожек.
  11. Основы компьютерной графики. Создание титров.

Раздел 4. Основы организации радио и телевещания, технологии процесса подготовки и выдачи в эфир телерадиопрорамм. Организация прямых трансляций.

  1. Способы организации площадок для трансляций.
  2. Техника и программное обеспечение для проведения трансляций.
  3. Методика работы журналиста во время проведения трансляций.

Раздел 5. Основы самостоятельной деятельности на рынке конвергентных медиа. Фриланс.

  1. Понятие телеработы, то есть, работы в удалённом доступе. Законодательство о средствах массовой информации.
  2. Система поиска информации. Возможные источники, особенности работы. Работа с интернетом и с персональными, личными источниками информации. Законодательные особенности работы с личными источниками информации. Необходимость и системы проверки подлинности информации (фактчекинг).
  3. Особенности создания текстового и аудиовизуального произведения для различных медиа. Понятие «формат». Изучение «форматной» стилистики на примере различных отечественных и зарубежных изданий.
  4. Способы распространения информации через различные службы и сервисы в интернете. Дифференциация понятий «журналистика» и «блогерство». Анализ примеров русскоязычного и иноязычного контента интернета.
  5. «Обратная конвергенция»: аудиовизуальный контент как частное от текстового и текстовый контент как частное от аудиовизуального.
  6. Различие подходов к структуре информационного сообщения русскоязычных и иноязычных (англоязычных) медиа.
  7. Создание собственных вещательных каналов в Интернет — YouTube, Instagram, Telegram — и продвижение их в социальных сетях Facebook, ВКонтакте, Twitter etc.

Какие компетенции и преимущества дает майнор?

Помимо развития непосредственно компетенции «спортивный журна-лист» майнор дает студентам компетенции:

— звукорежиссер;

— видеооператор;

— режиссер телевизионной программы;

— режиссер аудимонтажа;

— режиссер видеомонтажа;

— сценарист;

— организатор программного вещания;

— итернет-редактор.

Также к преимуществам, которые получает обучающийся по про-грамме майнора, относится развитие навыков самоорганизации, знание некоторых экономических и юридических аспектов современных медиа, возможность работать в удаленном доступе и создать свое юридическое лицо.

Кто и каким образом будет работать со студентами?

Работать со студентами будут, прежде всего, практики отрасли. Боль-шую часть занятий, теоретических и практических проводит старший пре-подаватель кафедры ЖиМК ФФСТ СЗИУ РАНХиГС, индивидуальный пред-приниматель в области медиа, журналист-фрилансер и спортивный ком-ментатор, автор программы «Мир скорости» на motoradio.online И. Н. Апухтин.

Планируется, что ряд занятий проведут:

— спортивный комментатор, имеющий опыт комментирования в пря-мом эфире Олимпийских игр и Чемпионатов мира Кирилл Набутов (про-должатель династии спортивных комментаторов) https://vk.com/id2022620;

— спортивный журналист и комментатор, много лет проработавший на телеканале «Россия» (Петербург) Никита Гулин https://vk.com/akulanik;

— спортивный тележурналист и писатель Константин Осипов https://vk.com/id653352;

— иные представители споривнрой журналистики по договорённости.

Также планируется организация ряда встреч с известными тренерами и спортсменами.

Форма занятий: лекции, семинары, практические аудиторные и внеа-удиторные занятия.

Возможные места проведения практических занятий — площадки со-ревнования по различным видам спорта, прежде всего, в рамках ВУЗовских и межвузовских соревнований — первенств, кубков, чемпионатов.

Программа майнора также предполагает сотрудничество с Комитетом по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга https://kfis.gov.spb.ru/, Комитетом по физической культуре и спорту Ленинградской области https://sport.lenobl.ru/, спортивными клубами и командами.

Какие преимущества дает программа для трудоустройства?

Помимо базовых и расширенных теоретических знаний предполага-ется, что майнор станет основой для системной практики в области спор-тивной журналистики, даст возможность наработать контакты и связи с представителями мира спорта различного уровня, возможность зареко-мендовать себя на практике как перспективного сотрудника.

Ответственный по майнору «Спортивная журналистика» Игорь Нико-лаевич Апухтин, т. +7 (921) 905-45-28, e-mail: 9054528@gmail.co

Предварительная регистрация

Контакты

Ответственный по майнору «Основы создания цифрового контента в условиях конвергенции медиа»

Главный редактор Невского информационного агентства Игорь Николаевич Апухтин, т. +7 (921) 905-45-28

e-mail: 9054528@gmail.com