vn_croppedДекан факультета социальных технологий Северо-Западного института управления РАНХиГС Владимир Киселёв специально для SZIU EXPERT OPINIONS рассказывает, какие качества пригодятся работникам через пять лет более прочих, и какими из них должен обладать будущий управленец.

На Всемирном экономическом форуме в Давосе назвали 10 профессиональных навыков, которые будут актуальны через пять лет. Список очень интересный, потому что показывает две ведущие тенденции развития человека, общества и культуры. На вершине стоит такое умение как «Complex problem solving» (комплексное многоуровневое решение проблем).

Это означает, что человек способен видеть суть проблем и разбираться с причиной, а не со следствием. Допустим, пациент обращается к врачу: «Хочу похудеть» и получает рекомендацию: не есть после 18:00. На самом деле проблема в эндокринной системе, режиме дня, выборе продуктов питания, психологических проблемах в семье, в общем, целый комплекс.

И самым востребованным окажется специалист, который будет владеть системным, целостным подходом к решению любых проблем, будет знать, на что ещё надо обратить внимание, кроме самого очевидного.

Востребованность компетенции – Управление изменениями – очевидна, так как растут скорости изменений, и руководителю нужно как можно скорее адаптировать свою команду к новым условиям, процесс изменений становится непрерывным. В этих обстоятельствах руководитель должен вовлечь своих подчинённых в процесс изменений таким образом, чтобы каждый считал, что это его собственный выбор, тогда можно исключить потерянное время на сопротивление изменениям. С таким руководителем компания сможет меняться в ногу со временем и достигать лучших результатов по сравнению с конкурентами.

Насколько мы готовы развивать данные умения? Располагая сведениями по ФГОСу и СУОСу по направлению «управление персоналом», могу утверждать, что данные компетенции в наших программах прослеживаются довольно слабо и нам, и преподавателям различных дисциплин, и руководителю образовательного направления, и начальнику учебного отдела деканата следует уделить этому вопросу пристальное внимание в самое ближайшее время.

Вторым в рейтинге стояло умение «Critical thinking» (критическое мышление). Это такой способ мышления, при котором человек ставит под сомнение поступающую информацию и даже собственные убеждения. Это очень полезный навык, потому что вопрос «А может, всё работает совсем не так, как мы предполагаем?» помогает развитию. Умение решать сложные задачи в условиях неопределенности будет одной из самых востребованных компетенций. Люди, способные анализировать большие объёмы информации, выделять из неё самое главное и выбирать правильные решения, будут определять успех целой компании. Неверно принятое решение будет особенно болезненным. При этом очень важной характеристикой этой компетенции является умение постоянно проверять свои гипотезы и быстро отказываться от ошибочной в пользу подтвердившей более высокие результаты.

Следуя этому утверждению применительно к СЗИУ, рекомендовал бы новые проекты проводить в институте как эксперимент на одном-двух факультетах, а затем внедрять или не внедрять в зависимости от результатов эксперимента.

На пьедестале также «Creativity» (креативность). С моей точки зрения, творческое начало – это способность видеть то, чего ещё нет. Когда Микеланджело Буонарроти спросили, как он создал статую Давида, скульптор ответил: «Я увидел ангела в куске мрамора, и мне захотелось освободить его». Альберт Эйнштейн, помимо того, что совершил переворот в физике, еще и прекрасно играл на скрипке. Он знал, что воображение важнее, чем знание.

Креативность будет более востребованной по мере того как простой труд будет выполняться роботами, это самая сложная компетенция для развития. Большинство детей приходят в наш мир креативными, а дальше образ жизни родителей, воспитание, школа приучают к шаблонному мышлению, ограничивают рамками, и людям становится удобно стереотипное мышление и рутинная деятельность. Специалистов по развитию такой компетенции очень немного, т.к. запросы на нее появляются только сейчас. Медийные компании, рекламные агентства, дизайнерские студии изначально набирали таких людей, поэтому потребности в развитии не было. В настоящее время многие компании разных отраслей хотят иметь такую компетенцию внутри себя, и запросы на развитие начинают появляться. Эта компетенция наиболее ярко представлена в СЗИУ как в образовательных программах бакалавров в направлениях «Реклама и связи с общественностью» и «Журналистика», так и в разработанных программах «minore», таких как: «Web-проектирование и дизайн», «Бренд-менеджмент».

Креативность управленца имеет свои границы, она не должна выходить за рамки действующего законодательства, а критическое мышление должно позволять управленцу принимать решения, соответствующие закону, сочетающие интересы государства с правами и интересами отдельного человека и не противоречащие существующей в обществе морали. Поэтому при подготовке управленцев всех уровней, а государственных служащих особенно, необходимо уделять большее внимание дисциплинам правового и гуманитарного цикла, воспитывающим человека, оказывающим базовое влияние на формирование его внутреннего мира, также необходимо вернуть в учебные планы такую дисциплину, как этика, которая исчезает из учебных планов многих направлений подготовки.

Чтобы управленец владел новыми технологиями, они должны быть повсеместно представлены в вузе на всех уровнях и формах обучения, быть естественным элементом системы образования. Их нельзя изучать сугубо теоретически. В то же время нельзя ударяться в другую крайность и заменять живое общение с преподавателем общением с машиной, переводить обучение в виртуальный режим – возникает риск формирования так называемого «клипового мышления». Неужели кто-то всерьез думает, что все часы, отведенные на так называемую самостоятельную работу студентов (СРС), добросовестно и в полном объеме отрабатываются студентами?

Можно ли ожидать, говоря абстрактно, что в недалеком будущем чиновников заменят роботы и алгоритмы?

К сожалению, уже сегодня многие чиновники ведут себя как запрограммированные безынициативные роботы – им так проще и безопаснее. В этом случае замена чиновника роботом не принесет ничего, кроме экономии средств. Креативность предполагает расширение полномочий, но применительно к чиновникам это должно означать и усиление ответственности за принимаемые решения, в том числе тогда, когда решение принято формально по букве закона, но вопреки интересам и правам живого человека. Вот при таких условиях робот чиновника заменить не сможет – он лишен эмоций и нравственности.

Какими навыками должен обладать управленец для успешной работы в современном мире?

Прежде всего, честность, порядочность, коммуникабельность (как результат системы воспитания, которая должна быть выведена на качественно новый уровень и в рамках вузовского образования), а также знание действующего законодательства и умение работать в электронной среде.

Как обстоят дела в СЗИУ с модернизацией управленческого образования?

Наверное, создание в СЗИУ электронных курсов, предполагающих изучение отдельных дисциплин дистанционно, нельзя назвать модернизацией управленческого образования. Еще Сократ, Конфуций и другие мыслители древности были противниками исключительно книжного (говоря современным языком – компьютерного) обучения: книгу можно ошибочно понять, изложенные в ней сведения неправильно трактовать, тогда искажение знаний и представлений, существующих в различных областях, станет массовым. Кроме того, велика вероятность, что многие студенты лишь сделают вид, что изучили дисциплину, а знаний у них не прибавится. Для повышения качества обучения необходимо увеличение часов на аудиторную работу преподавателя со студентами, в том числе введение часов на индивидуальную консультационную работу, как в большинстве престижных зарубежных вузов.

Важными навыками являются также «People management» (умение управлять людьми) и «Coordinating with others» (взаимодействие с людьми). Легенда НБА Майкл Джордан сказал гениальную фразу: «Талант выиграет игры, а команда – чемпионаты». Управление людьми – это сложная наука о том, как лидерам принимать главные решения не просто о подчиненных, а о людях. Как мотивировать сотрудников так, чтобы они бежали вприпрыжку на работу, а не наоборот? Как не ошибиться в человеке, принимая его на работу, как повышать тех, кто этого заслуживает? Как разруливать конфликты внутри команды? Ответы на эти вопросы мы сейчас пытаемся заложить в курс дополнительной профессиональной образовательной программы по HR-менеджменту в рамках многопрофильного бакалавриата «Liberal Arts».

На протяжении последних 10 лет сильно востребована и будет оставаться таковой важная компетенция – Эмоциональный интеллект. В современном мире, особенно на руководящей должности, человек подвергается высокой психологической нагрузке. Участились случаи эмоционального выгорания и депрессивных состояний. Именно поэтому во всех психологических дисциплинах, преподаваемых на различных факультетах СЗИУ, заложено формирование умений управлять своими эмоциями, сохранять положительный настрой, преодолевать негативные эмоции, вдохновлять своих подчинённых, поддерживать их приверженность цели. Руководитель, обладающий такими навыками способен сформировать высокоэффективную команду и добиться выдающихся результатов. Сегодняшним выпускникам, в том числе и нашего института, не хватает эмоциональной зрелости, они не привыкли брать ответственность на себя. По моим наблюдениям, наиболее подготовленными на работу приходят молодые люди, которые вместе с успешным обучением прошли стажировку в органах студенческого самоуправления СЗИУ, реализовали собственные проекты в клубе «Полис», клубе интеллектуальных игр «Academos», учебном медиацентре, прошли сито академических конкурсов: акселератор социальных инициатив «RAISE»,чемпионат по стратегии и менеджменту Business Battle, Летний кампус Президентской Академии.

Автор текста: Артём Новиков