Интервью

Мы задали несколько вопросов заместителю декана Факультета социальных технологий, старшему преподавателю кафедры журналистики, Павлу Бычкову и узнали о дальнейших планах развития нашего факультета (в том числе о долгожданном Радио Президентской Академии).

Н.Е.: Павел Геннадьевич, первый вопрос, который невольно хочется задать вам как старшему преподавателю кафедры журналистики — почему вы решили стать журналистом?

П.Г.: Есть такая книга «Вторая древнейшая профессия», из-за которой вообще любой человек должен захотеть стать журналистом. Это произведение написал журналист, Роберт Сильвестр, который любил свою профессию. А когда ты любишь дело, которым занимаешься, то можешь так рассказать о нем людям, что они тоже захотят себя в нем попробовать.

Хочу заметить, что сейчас для меня журналистика это совершенно не то, что я представлял себе, когда поступал на первый курс.

Часто у молодых людей касательно этой профессии есть предубеждение, будто это самый легкий способ прославиться. Порой спрашиваю у ребят, кем они видят себя в журналистике, почему выбрали именно это направление: 90 процентов отвечают, что хотят на телевидение, вести шоу, передачи. Я им в этом случае говорю, что они неправильно понимают значение профессии. Журналист – это человек, который собирает, обрабатывает и передает информацию, а не человек который ведёт шоу. Передачи ведут актеры.

А я, на самом деле, никогда не хотел стать журналистом. Я хотел быть писателем.
И это видимо то, что со мной останется на всю жизнь. Когда меня спрашивают, кто я по профессии, отвечаю: «Писатель.» Я не могу сказать, что я преподаватель, или журналист, или заместитель декана. Писать — вот то, что я люблю делать, то, с чем хочу связать всю свою жизнь.

Конечно, не всё дается в одночасье, писать большие жанры — это достаточно трудоемкое дело. До этого нужно дойти. Не бывает же такого, что просто взял и с первого раза опубликовал книгу. А журналистика — это та же литература, только сиюминутная.

Н.Е.: Если исходить из того, что журналистика это та же литература, то по логике получается, что журналист это тот же писатель. Но разве можно сравнивать писателя крупного жанра, использующего трудные речевые обороты, с журналистом?

П.Г.: Почему бы и нет? На мой взгляд, гениальный писатель — это не тот, кто пишет сложными словами о простых вещах, а тот, кто пишет о сложных вещах очень просто. Ты не можешь быть уверенным, что хоть кто-то тебя понял правильно. Это большая ответственность быть Умберто Эко, Камю, Кортасаром. Почему? Чем сложнее ты пишешь, тем больше получается трактовок в головах людей.

Когда ты имеешь дело со словом, твоя задача – взять свое переживание события, любви, смерти близкого человека и закодировать его буквами так, чтобы когда его будут декодировать, получилось то же самое переживание. Ты берёшь и превращаешь его в буквы, как композиторы превращают свои чувства в музыку, как художники — в шедевры живописи. И ты хороший, ты гениальный творец, если люди почувствуют, поймут именно то, что ты хотел передать. Тебе не нужно в конце говорить, что плохо, а что хорошо, что правильно, а что – нет.

Н.Е: Но как сделать так, чтобы читатель тебе поверил?

П.Г.: Когда ты читаешь книгу, какой бы ни был автор, ты волей-неволей веришь ему. Нужно быть просто хорошим обманщиком. Как профессиональный лжец, рассказывая историю, ты приводишь детали, даешь привязку к прошлому, делаешь акцент на людях, их взглядах, эмоциях, переживаниях, и тебе безоговорочно верят. Ты берёшь одного-двух героев, придумываешь завязку, описываешь мир, в котором они находятся, время, страну, язык, на котором они разговаривают. Ты вводишь своего читателя в курс дела. Дальше начинает расти напряжение, до момента кульминации. Всё это время для того, чтобы тебе верили, для того, чтобы ни один человек не посчитал тебя графоманом, ты ему нагло врешь. Однако при этом никогда не уходишь слишком далеко от своей основной цели. Ты как бы идешь по тропе, которая является фабулой, от которой не должен отходить далеко, чтобы не потеряться. Это, кстати, журналистики тоже касается.

Н.Е.: Полностью согласна. Хотя, на мой взгляд, журналисту отойти от основной идеи произведения гораздо труднее, чем писателю. А вот вопрос, как заинтересовать читателя, как сделать так, чтобы твое сообщение вызвало у него эмоции, заставило думать, сопереживать, стоит в журналистике достаточно остро.

П.Г.: Всё начинается тогда, когда журналисту не всё равно. Именно с этого момента закладывается настоящая работа. Те, кто приходят, чтобы заработать в журналистике деньги, быстро это дело бросают. Успеха можно достичь в одном единственном случае: если вы неравнодушны. Так в любой профессии ты добьешься признания. К своей работе я, например, отношусь с трепетом. На нашем факультете мы стараемся, чтобы студенты не просто получали хорошее образование, но и были задействованы в различных проектах, таких, как радио, телевидение. У меня, например, недавно был двухнедельный отпуск , во время которого я делал сайт факультета, потому что мне не всё равно.

Надо просто любить свою работу и относиться к ней серьезно, ведь работа занимает далеко не последнее место в нашей жизни. Для России — это особенно актуально. Это самое главное отличие православия от других религий — у нас даже вера считается работой. И любовь — это работа. В идеале практически все люди друг другу подходят. Но момент, когда вы строите отношения, строите семью – это труд. Разные люди, не разные: просто нужно работать над собой.
Так же для журналиста важна активная жизненная позиция. Любой активный человек может стать просто отличным журналистом.

Н.Е.: А на нашем факультете студентам прививают активную жизненную позицию?

П.Г.: Конечно, особенно первому курсу. Многие ребята пока не слишком активны, но мы уверены, что это скоро изменится. Мы всегда готовы к сотрудничеству, рады будем пообщаться с каждым, желающим проявить себя в жизни факультета, поучаствовать в каких-либо проектах. Так что наши двери открыты! Хочется добавить, что очень радуют ребята, которые работают в студенческом совете.

Н.Е.: А вы входили в студенческий совет?

П.Г.: Я в студенческий совет не входил. У меня не хватало на это времени: я много работал. Для меня рабочая практика началась с 14 лет. Но я считаю, что студенческий совет — это очень хорошая возможность войти во взрослую жизнь. Вообще студенчество — это отличный путь взросления. Именно в эти годы вы выходите из-под крыла родителей. У вас есть сейчас возможность сделать это плавно.

Н.Е.: И в завершение нашей беседы, прокомментируйте, пожалуйста, такие проекты, как радио Президентской Академии и «Встречи на Тамбовской».

П.Г.: Стараемся, делаем, работаем. «Встречи на Тамбовской» — это замечательная возможность для студентов познакомиться с интересными людьми.

Насчет радио – это большая победа для нашего факультета. Мы будем открывать всё больше и больше таких проектов. Главное, объединить ребят. Чтобы всем было интересно. Чтобы внутри всего института, между факультетами, была взаимосвязь. У нас каждый факультет — это отдельный мир. Радио — возможность объединить наши миры в один большой. И я надеюсь, это будет сделано. Сейчас мы собираем ребят со всех факультетов для проведения краткосрочных курсов. Мы научим их говорить, готовить материалы и после этого начнем работу. С апреля уже будем выходить в эфир ежемесячно, со следующего года, с октября, — еженедельно, а потом — ежедневно.

Беседовала Наталья Евдокимова