Сжигать, продавать, перерабатывать. Нужное подчеркнуть. 21 век для человечества стал не только новым временем развития IT, финансовых кризисов, всемирных пандемий, рассвета мира услуг и стремительных перемен. Сегодня каждый (ну, почти каждый) хотя бы раз задумался о проблемах земли, окружающей среды.

Чем она сегодня живет и чем болеет?

Глобальное потепление, разливы химикатов и нефтепродуктов, исчезновение редких пород животных и видов растений, загрязнение почвы, вредные, отравляющие воздух выбросы — мы все про это знаем, но достаточно ли лишь знаний?

Осознанное потребление — новый тренд современности, особенно для жителей крупных городов.

Что нужно делать, чтобы называть себя ответственным потребителем?

1.Покупать только то, что тебе действительно нужно.

2.Не экономить на вещах, переплатить за, например, качественные джинсы, но ходить в них дольше, чем в дешёвых, которые отправишь на помойку через несколько месяцев.

3.Не поддаваться желанию испульсивного шоппинга, а значит не набивать шкафы и стеллажи ненужным, обрадовавшим на несколько минут.

4.Сменить пластиковые пакеты из продуктовых, на привычный уже всем шопер.

5.Разделять мусор, использовать специальные контейнеры и пункты приёма вторсырья.

6.Отдавать уже надоевшие вещи, обмениваться, заглядывать в секонд хенды.

7.Выбирать товар с наименьшим количеством упаковки.

8.Отказаться от пластиковых крышек для кофе.

На этих пунктах осознанности, а в перспективе привычек для каждого, настаивают экологи и люди, всерьёз озаботившиеся проблемами планеты, в масштабе одного конкретного человека. Однако, не только «точечные» активисты или специалисты говорят об ответственном потреблении. Некоторые корпорации-гиганты в фэшн индустрии активно в последние годы пропагандируют ещё одну грань современного осознанного потребления — вторичную переработку.

Что это такое?

Вторичная переработка — это метод вторичного использования тканей из различных волокон или остатков материалов производственного процесса.

То есть теоретически любая вещь может быть переработана, и из-за её волокон создана новая вещь.

Крупнейшая в Европе розничная сеть H&M ещё в 2013 году занялась вопросом переработки, компания решила привлечь клиентов, создать имидж экологически современной корпорации, которая даст своим покупателям скидку 15%, если те принесут в их магазины свою старую одежду. Эта акция переросла в неотъемлемую часть работы и образа H&M и полюбилась покупателям, то ли за скидку, то ли за ответственный подход к нынешним проблемам.

Как работает эта система изнутри возможно узнать только заглянув по ту сторону касс и примерочных, в этом нам помогла Тоня — бывший продавец-консультант магазина H&M в одном из торговых центров Петербурга.

— Как много людей ты видела, приходивших на шопинг со своими вещами, чтобы отдать их на вторичную переработку?

— Очень много. В обычный будний день приходит несколько десятков людей, отдают свою одежду. Система такая — у нас есть специальный огромный контейнер, в который мы должны складывать принесённые вещи, но сначала мы их сортируем, складываем по мешкам, которые напоминают мусорные, литров где-то на 15, когда мешок заполняется, мы его завязываем и отправляем в тот контейнер. В день таких мешков в среднем 20 — 30. И это в будний день! В выходные или праздники число значительно увеличивается.

— Ты когда-нибудь задумывалась, что происходит с этими вещами потом?

— Да. Как-то я наткнулась на статью какого-то блогера о том, что такие объёмы вещей для вторичной переработки, какие оказываются в магазинах H&M практически по всему миру, просто нереально переработать, есть подозрения, что бОльшая часть сжигается, что в корне противоречит заботе об экологии и состоянии окружающей среды.

— Объясняло ли тебе твое начальство, что происходит с вещами, которые ты складываешь в пакеты и контейнер?

— После того, как у меня закрались сомнения насчёт того, как это действительно устроено, мы (с коллегами) пошли к администрации, чтобы узнать их версию. Но они ничего толком и не ответили, сомнения не развенчали.

— Какие у тебя мысли, как обстоят дела?

— Я, если честно, не знаю. Знаю только, что каждое утро, часов в 6-7 приезжает машина и забирает эти вещи, а куда везет, зачем… Хочется думать, что действительно на переработку, а не на свалку.

После разговора с Тоней, было решено еще раз изучить информацию в официальных источниках. На сайте H&M ждал очень ироничный ответ. Изображение не найдено, ответов тоже. Поэтому звоним в службу поддержки клиентов H&M. Спустя 10 минут ответила сотрудница call-центра, которая рассказала о том, что абсолютно все вещи, которые люди сдают на переработку отправляются в Германию, на специальный завод, на котором сортируются, измельчаются. Далее перерабатываются и становятся либо новой одеждой, либо специальными материалом, который используются для создания шумоизоляции в машине. На мой вопрос, почему нет официальных данных по этому вопросу на ресурсах H&M, девушка ответила, что не располагает такой информацией и может только предположить, что это связано с тем, что сейчас на родине компании в Швеции ведётся разработка машины looper. Для чего нужен этот механизм мне не объяснили, и как организовывается процесс доставки секонд-хэнда в Германию — тоже.

Несколько месяцев назад, в разгар пандемии компания H&M была вынуждены признать, что длительное время вторичная переработка не осуществлялась.

Логистическая компания I:Collect, которая сотрудничает с H&M, рассказала о том, что отлаженный процесс транспортировки вещей в Германию был нарушен, по её словам, это связано с тем, что всего за месяц покупатели принесли в магазины в 2 раза больше вещей.

В результате «текстильного затора» часть вещей были перепроданы на Авито и других платформах — это I:CО признала и взяла всю вину на себя.

После небольшого погружения в мир больших компаний и больших эко-кризисов для всей планеты, важно помнить, что даже самую глобальную проблему может решить каждый человек наедине с самим собой — скорректировав свои привычки, немного выйдя из зоны комфорта, критичнее смотря на привлекательные акции крупных корпораций.

//Кристина Салтанова