Создание документального теле и кино фильма

Программа подготовлена:
— опытным кинорежиссером игровых и документальных фильмов;
— опытным продюсером, редактором, сценаристом телевизионных программ;
— современным, молодым и ярким оператором;
— многоопытный монтажером, сделавший немало известных проектов.

Holm2121
123996

Документальное кино — это искусство. Хороший документальный фильм – это круто! Это и образ, и размышление, и твоя – неповторимая индивидуальность, твой взгляд на Мир, с которым могут познакомиться миллионы людей. Пока молодой, здоров и полон сил, ты должен снять хотя бы один документальный фильм. А как? С чего начать? О чем рассказать языком кино? И как научиться на этом языке «говорить»?

Приходи на курс «Создание документального теле и кинофильма: выбор темы, режиссура, технология съемки» — научим.

Нас четверо – опытный кинорежиссер игровых и документальных фильмов, опытный продюсер, редактор, сценарист телевизионных программ, современный, молодой и яркий оператор, и многоопытный монтажер — сделавший немало известных проектов. Все – с дипломами, Фестивальными призами за создание своих работ- то есть люди не только опытные, высокопрофессиональные, но и мало-мальски художественным вкусом.

Конечной целью вашего двухгодичного путешествия с нами должна быть самостоятельная (индивидуальная) съемка своего авторского документального проекта. На маршруте у нас – теория и практика документального кино — будете получать много практических заданий – сначала небольших, будем, как будущие художники, учиться рисовать сначала ухо, потом нос… и т.д. К фигурам и композициям – потом, попозже.

Познакомимся с историей документального кино — она развивалась бурно, интересно. Документальные киношедевры прошлого: постараемся их понять, обсудить . Изучая историю, берешь не только что-то в свой багаж для будущих съемок, но главное понимаешь, как двигаться дальше, и в чем ты можешь быть новатором.

Научимся писать, составлять сценарную заявку, будем учиться работать с камерой, со светом, работать за монтажным столом, организовывать съемочный процесс и пр. Познакомимся с телевизионной стилистикой документальных фильмов, с особенностями тематики и создания документальных фильмов на центральных каналах ТВ.

Даже если вы не видите себя создателем документального фильма, этот курс будет вам полезен, как будущему журналисту, ведь миром правят видеоновости. Как правильно и точно, емко снять репортаж, очерк, как его смонтировать, озвучить, подать новость — обучение на курсе поможет вам успешно практически ответить на эти вопросы.

Не говоря уже о том, что просто познакомиться с мировыми образцами документального кино, с его историей – элементарная обязанность любого молодого журналиста.

От вас нужно желание, стремление, упорство и мозги. Успех в обучении придет!

Много на курс не возьмем — ведь каждому из вас надо уделить длительное личное время. Все принципу Мастерской. Человек 15-18 максимум — и за дело!

Цель курса

Приобретение студентами знаний по истории и теории документального кино,

Изучение основ драматургии документального фильма. Умение студента написать сценарную заявку.

Изучение различного рода жанров и стилей документального кино, а также методов документальной съемки. Уместность их использования в различных темах.

Соединение теоретических знаний с практическими навыками работы продюсера, сценариста, режиссера, оператора, звукооператора и монтажера

Самостоятельная съемка 5-10 минутного киноэтюда и документального фильма.

Содержание курса

1. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО КАК ВИД АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА (преподаватель Ершов Р.Ю.)

1.1Природа документального кино. Его рождение и история.

Что можно считать документальным кинофильмом. Документ как отпечаток времени. Наблюдение как главный инструмент.

Луи и Огюст Люмьеры, Андрей Дранков («Ясная Поляна»), Джон Грирсон («Рыбачьи суда»)

Дзига Вертов: киножурналы, агитфильмы. «Киноправда», «киноглаз», «жизнь врасплох», «синхронность». Фильм «Человек киноаппаратом»: разнообразие методов съемки.

Эсфирь Шуб: биография и творчество. Перемонтаж.

Михаил Ромм «Обыкновенный фашизм».

Роман Кармен. Ефим Учитель.

Кинохроника и метод художественной реконструкции. Сергей Эйзенштейн.

1.2. Жанр и стиль в современном документальном кино. Многообразие подходов.

Фильмы-репортажи, фильмы-анкеты, психологические эссе, фильм-портрет. Элегии Александра Сокурова. Фильмы притчи Виктора Касаковского, Вима Вендорса «Соль Земли», французского документалиста Ян Артус-Бертран «Человек», фильмы Артура Пелишана, Сергея Лозницы и др. Разбор фильмов.

Роберт Флаэрти и его «Нанук с Севера». Приемы ведения рассказа.

Телевизионная документалистика.

Документальное кино на телевидении. Документальный телефильм. Творчество В.Виноградова, Л.Парфенова, и пр. Принципы серийности в документальном телекино.

Зачет.Реферат по творчеству одного из мировых или отечественных мастеров док. кино. Публичный разбор фильма, его анализ. Дискуссия- обсуждение

1.3.Работа над документальным фильмом. Технология съемок. Этапы создания фильма.

Фильм на бумаге. Сценарий.

Выбор темы. Выбор героя. Определение конфликта.

Основные элементы драматургии.

Идея, сюжет, фабула, герой, пространство, конфликт, действие. Контекст.

Структура сценария, композиция, эпизоды

Самостоятельное составление сценарной заявки док.фильма

Режиссура документального кино.

Глубокие и всеобьемлющие изыскания по выбранной теме фильма.

Выбор съемочной группы,

Выбор натуры и объектов съемки.

Выбор стилистики фильма

Выбор с оператором оптики, съемочной техники- изобразительного решения будущего фильма.

Особенности документальной съемки-варианты. Организация съемочного процесса.

Оценка отснятого материала. Черновой монтаж фильма.

Значение монтажа. Его решающая роль в реализации идеи фильма.

Работа со звуком. Закадровый текст. Синхронный текст. Работа с композитором. Перезапись.

Цветокоррекция

Режиссер ,как продюсер.

Экзамен .Самостоятельная съемка, включая все творческие и технологические этапы, киноэтюда на заданную тему- первый год обучения.

Съемка док.фильма по своему выбору –второй год обучения, итог.

3. Документальное кино на телевизионном экране.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ХОЛМОВА ИРИНА МИХАЙЛОВНА

1. Характеристика федеральных каналов

· Первый канал· Россия-1· ТВ Центр· НТВ· Россия-2· Россия-К· Пятый канал· СТС· РЕН ТВ· Россия-24 Карусель· ОТР· СПАС

2. Журналистские профессии на телевидении

· Сценарист· Режиссер· Редактор· Продюсер· Телерепортер· Комментатор и обозреватель· Интервьюер· Ведущий новостей

3. Телевизионные жанры

· Информационный видеосюжет· Прямые включения· Интервью· Репортаж· Специальный репортаж· Спортивный репортаж· Комментарий· Корреспонденция· Телеочерк· Портретный очерк· Путевой очерк· Зарисовка· Эссе· Документальный телефильм· Аналитические жанры· Художественные жанры

4. Телевизионный сценарий

· От заявки к сценарию (что такое сценарная заявка, сценарный

план)

· Сценарист и творческая группа

· Разработка идеи и концепции сценария

· Сбор материала

· Написание сценария

5. Превращение сценария в фильм на телеканале

· Подготовка к съемке

Съемка

· Монтаж (подбор хроники, иконографии, музыка и другие

детали)

· Подготовка фильма, отснятого материала к выходу в эфир

4. Изображение в документальном кино или «Картинка». Визуализация сюжета.

1.Композиция.

Построение композиции кадра. Выбор формата кадра. Ракурс. Композиция кадра в динамической съемке.

2.Свет Значение света в съёмочном процессе. Осветительное оборудование. Постановочный свет. Естественный свет. Визуальные эффекты.

3.Техническое оснащение съёмочного процесса. Выбор съемочной техники под творческие задачи. Оптика. Камера. Выбор объектива. Штатив. Стедикам. Съёмка с рук. Съемка с движения. Коптер. Видео- и кинокамеры- от простых к сложным

4.Специфика взаимодействия режиссера и оператора Место оператора на съёмочной площадке. Выбор художественно-выразительных средств киносъёмки. Съёмки на натуре. Съёмки в интерьере и в павильоне. Съёмка на хромакее.

Зачет по теме. Съемка ведущего в предложенном интерьере.

5.Монтаж или «Сборка» документального фильма.

(ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ИЗОТОВ ИГОРЬ ГЕННАДЬЕВИЧ)

1. Основы видеомонтажа. Эффект Кулешова.

Разбираем простейшие «склейки» на примере новостийного видеосюжета. Учимся делать склейки самостоятельно.

2. Знакомство с популярными профессиональными монтажными программами. Плюсы и минусы программ.

3.Исходные материалы (после съемок) и их обработка для монтажа.

Форматы файлов. Настройка импорта файлов. Редактура файлов

4.Типы склеек. Учимся делать некоторые, более сложные, (по выбору) самостоятельно.

Популярные приёмы монтажа. Динамика монтажа

5.Линейный и нелинейный монтаж.

6.Работа с масками. Хромакей. Титры

7.Работа со звуком. Программы для работы со звуком на монтаже.

8.Обработка видео после монтажа. Основы цветокоррекции. Программы цветокоррекции. Простейшая графика.Графические редакторы.

9.Настройка экспорта файлов.

Зачет по теме. Из полученного материала студент должен самостоятельно смонтировать сюжет (репортаж) для программы «Новости».